УPrimum NON NOCERE!Ф (лПрежде всего, не навреди!╗)

 

ааааааа Второе еврейское кладбище в Одессе Ц неутихающая боль одесских евреев и общий наш Ц всех одесситов - позор. За три четверти века существования кладбища на нём были погребены тысячи и тысячи одесских евреев. Большая их часть там и осталась: перед окончательной ликвидацией кладбища перезахоронили (чаще всего символически), во-первых, только тех, кто умер уже после освобождения города, а из довоенных погребений Ца лишь тех, чьим могилам посчастливилось не затеряться. За долгие годы планомерного и целенаправленного уничтожения сперва заметных памятников, служивших ориентирами, а следом - бесхозных, якобы, захоронений. Большая, стало быть, часть тех, кто должен был бы найти вечный покой в этом скорбном месте, истлевают, уже незащищённые ни могильными плитами, ни неприкасаемостью кладбища, ни даже забором.

И мне внятны общие наши тревожные ожидания того, что в нынешние смутные времена ( а, тем паче, в непредсказуемые ещё худшие) к территории бывшего кладбища будут относиться не как к месту святому и неприкосновенному, а просто как к лакомой поживе для земельных спекулянтов, к потенциальному объекту захвата. И последующего осквернения. Надо признать, что на сегодняшний день единственной защитой территории кладбища является состоявшаяся, вроде бы, передача[1] этого участка еврейской общине для создания лМемориального парка памяти жертв Катастрофы╗. Вместе с тем сама идея создания еврейского мемориала на еврейских же костях представляется и вредной, и кощунственной, а её осуществление именно в данном месте считаю абсолютно недопустимым.

Проблема состоит в том, как пройти между Сциллой и Харибдой двух упомянутых опасностей, двух возможных вариантов осквернения ОГРОМНОЙ БРАТСКОЙ МОГИЛЫ наших земляков.

Устраивать лМемориал жертв Холокоста╗ (лМемориал Транснистрии╗, далее Ц МТ) на месте 2-го Еврейского кладбища и безнравственно, и опасно. Безнравственно, прежде всего потому, что Ц по иронииа истории Ц 2-ое кладбище Ц одно из немногих публичных пространств города (а может быть, даже единственное), НИКАК не связанное с историей Холокоста. После взрыва гестапоа на Маразлиевской по Одессе прокатилась поздней осенью 41-го волна террора: вешали везде Ц на опорах фонарей на мостах, виселицы стояли в скверах, на площадях, по всему Александровскому проспекту... (Больше всего виселиц было на пустыре между Каховскими казармами, посёлком лСамопомощь╗, Ботаническим садом и нынешней Пионерской улицей. Там же и закапывали. Ядро этой гекатомбы Ц дендропарк на Новоаркадийской дороге, б. Дендропарк им.а В.И. Ленина, куда в 60-ые годы почти всерьёз хотели перенести со Старого кладбища зоопарк). Словом, вешали на всех ОТКРЫТЫХ пространствах, где это зрелище должно было наводить ужас на одесситов. А 2-ое кладбище в ту пору ещё было ограждено забором и потому оккупантами для акций устрашения не использовалось.

Также, в опубликованных выдержках из материалов комиссии по расследованию фашистских злодеянийа не содержится, насколько я помню, никаких упоминаний ни о массовых, ни о единичных захоронениях времён оккупации на территории еврейского кладбища.

Таким образом, мы намериваемся создать заведомый иа очевидный фальсификат. Вред от того Ц двойной. Лжемемориал никакой воспитательной работы не выполняет. Напротив,а кроме того, он продемонстрирует юдофобам, что евреи готовы беззастенчиво лгать и цинично манипулировать священнымиа понятиями своей истории. Стало быть, размещение лМемориала Транснистрии╗ на 2-ом кладбище есть предприятие антиеврейское. И если оно затеяно ва предвидении самых ужасных времён, то куцый (о чём далее) Лжемемориал не остановит новых вандалов. Как не остановил их, например, огромный (и широко известный) памятник на могиле героя освобождения Болгарии,а генерала Ф.Ф. Радецкого на 1-ом православном кладбище[2], (хотя после войны лСофье Власьевне╗ пришлось отбрехиваться и выкручиваться перед болгарскими братушками). Построенному на неправде, что дому на песке, не устоять. Ещё хуже то, что очевидная фальшивость МТ послужит удобным оправданием разрушителям, и, даже более того, именно и может явиться самым благовидным предлогом для развёртывания юдофобской кампании. Обсуждаемая затея получается уже дважды антиеврейской.

Бьющая в глаза безнравственность оного предприятия заключается в том, что пока годами выпрашивали деньги (любые деньги, даже от швейцарских, если не забыли, банков), остаются в забвении и недолжном состоянии подлинные места гибели и мученичества Ц артсклады, Богдановка, Доманёвка. И слободское гетто. И места, где вешали Ц бывший пустырь на Новоаркадийской дороге, Александровский проспект, Михайловская площадь и т. д.а А ведь есть ещё и бывшее Стрельбищное поле (территория к северу от проспекта Космонавтов, между ул. ген. Петрова и Кордонной). Там расстреливали Ц в т.ч. и тех, кто прятал евреев, и там же забрасывали в готовые рвы тела еврейских девушек, у которых выкачали всю кровь для Великого Рейха и Романии Марэ.

Если на тоа пошло, то готовый мемориальный парк уже давноа существует Ц это упомянутый дендропарк. Равнодушные об этом и не знают, а евреи и нормальные, порядочные неевреи не рвутся об этом напоминать. Возможно, из-за нежелания навредить Лжемемориалу, досужие разговоры о которома идут не один год и даже не одно десятилетие.

Конкурирующая с подлинной памятью о Холокосте затея с МТ оборачивается уже трижды антиеврейской. И даже четырежды. Ибо, если мы соорудим Лжемемориал на 2-ом кладбище, то тем самым завершим начатое румынскими оккупантами уничтожение кладбища, вычеркнем 2-ое кладбище из общей памяти, как будто его никогда и не было.ааа Среди прочих абсурдныха и удивительных предложений инициаторов МТ было и предложение восстановить помещение молельни и втиснуть в эту крохотку музей истории еврейской общины Одессы. лУмри, Денис!╗ Так вот, само 2-ое кладбище есть часть огромной, многоплановой и разнообразной историиа одесских евреев, а также Ц часть историиа города. У стены кладбища были расстреляны Жанна Лябурб и её соратники по подпольной лИностранной Коллегии╗. В годы, когда карательная машина работала с перегрузкой, арестантов из близлежащей тюрьмы не возили на Стрельбищное поле, а расстреливали в западной части кладбища. (В 90-ые годы на кладбище собирались установить монумент в память о жертвах сталинских репрессий, ноа это Ц отдельная история.) Здесь был похоронен патриарх сионизма, д-р Леон Пинскер, позже перезахороненный в Иерусалиме. На так называемой лАллее литераторов╗ в однома ряду Ц лдедушка литературы на идиш╗ Менделе Мойхер-Сфорим и поэт Шимон Фруг, комиссар Кангун, писатель Лазарь Кармен и великий математик, не обделённый гражданской смелостью, академик Ляпунов Ц русский, завещавший похоронитьа его рядом соа своей женой.а Их разлучили дважды Ц сначала, перенеся останки мужа в лболее почётное место╗, а затем и вовсе Ц через дорогу, кака и прочих знаменитостей. Помимо этой лофициальной обоймы╗ знаменитостей в земле 2-го кладбища лежат и останки многих известных еврейских деятелей, и родителей тех, ктоа составил славу Одессы в первой половине прошлого века. А кроме братской могилы жертв погрома 1905 года был ещё и намеренно после войны заброшенный памятник Иде Голощёкиной и её товарищам-подпольщикам, казненным деникинцами. Даже сами входные ворота на кладбище Ц замечательный памятник архитектуры, что и побудилоа группу энтузиастова во главе с архитектором М.Ф. Кампиони добиваться Ц уже после окончательной ликвидации кладбища Ц их воссоздания. История кладбища неа закончилась с его закрытием. Этот период, вплоть до уничтожения, длинён, занимателен, отмечен и проявлением энтузиазма, и трагифарсом. Послушайте, евреи Ц народ всё-таки достаточно древний для того, чтобы жить, чувствовать и мыслить в категориях длящейся истории. Т.е. вечности, а не преходящести. Потому заповедано, запрещено нам, негоже и незачем обманывать самих себя и воровать у самих себя частичку собственной истории.

Ещё (и отнюдь не последнее) позорнейшее обстоятельство: инициаторы затеи МТ Ц люди, пережившие Катастрофу. Их всех хотели убить не потому, что они (или их родители) могли быть большевистскими активистами, а то и подпольщиками, а только и единственно потому, чтоа они родились евреями. И вот, якобы для сохранения памяти о трагедии еврейского народа, они же, уцелевшие смертники, никем не принуждаемые, по собственной воле хотят нарушить древнейшую иудейскую традицию, воспрещающую тревожить покой мёртвых. В Израиле люди бросаются под бульдозеры и экскаваторы, чтобы не дать археологам приступить Ц с самыми благими намерениями Ц к раскопкам захоронений древности невообразимой. При лакции ликвидации╗ 2-го кладбища бульдозер сгрёб в огромную кучу обломки кирпичей и бетонных надгробий Ц образовался холмик, на котором и плясали авторы двух проектов близнецов-монументов[3]. Бульдозером же вся территория кладбища была запахана, превращена в огромную братскую могилу. На которой, по-хорошему, столб в землю вкопать нельзя. Да ладно, мы же люди до неимоверности просвещенные, на прадедовские предрассудки плевать хотели.

Если инициаторы создания МТ скажут, что у них и в мыслях не было вскапывать могилы, тоа они либо хитрят сами с собой, либо просто не понимают, что они предлагают. Обещаниям, что всё само собой обойдётся, верить невозможно Ц не обойдётся! Ведь даже при самом скромненьком (никого, стало быть, не впечатляющем) объёме монументостроительства необходимы ливневая канализация и кабель к приборам подсветки скульптур. А коль скоро всё время произносятся словеса о мемориальном парке, то под этим может подразумеваться ничто иное, как насаждение деревьев по всей территории с предшествующейа подготовкой ям для саженцев... (Уж извините за предельную лпродвинутость╗ разъяснений.а А вдруг, мы ведь проект в полном составе так и не видели, и не обо всём вправе судить Ц а вдруг предполагается, что деревья будут парить в воздухе, подчиняясь левитации, а не гравитации. А то ещё какие новейшие сказочные технологии будут задействованы.) ... И прокладка аллей, в т.ч. диагональных, позволяющих хоть сколько-нибудь приковать внимание посетителей к центральной группе скульптур (диагональных, т.е. прокладываемых уже безо всякой оглядки на предположительное расположение останков). Что резко, в разы увеличивает объём работ по вертикальной планировке и по прокладке ливневой канализации. И потребует устройства уже нешуточного масштаба наружного освещения, с установкой множества опор для светильников. А также строительства служебного помещения для хранения садово-паркового транспорта, инвентаря и газонокосилок.

А ведь есть совсем уже блестящая идея Ц на холмике из обломков (как на самом надёжном основании) воссоздать помещение молельни и втиснуть туда музей истории еврейской общины города. Соответствие размеров помещения богатству материалов, подлежащих экспонированию, оставим без комментариев. Но музей не сводится к экспозиционному залу. Это ещё и запасники, и хранилища са особым температурно-влажностным режимом, и кабинет(ы) сотрудников, и комната гигиены хотя бы для сотрудников (посетители могут сбегать в кусты). Итого, помимо канализации ливневой, ещё и фекальная, плюс водопровод, электроснабжение, центральное отопление, неизбежно Ца вентиляция и кондиционирование, охранная сигнализация, телефонизация. Добавьте к тому милую привычку строителей разворотить всё на десятки метров вокруг самой скромной траншейки.

Но все эти кощунственные усилия в итоге оказываются напрасными. Смысл любого мемориала Ц не в одном формальном увековечивании (для такой цели достаточно памятного знака, доски, стеллы), а в воздействии на сознание. Если уж затевать мемориал, то он ОБЯЗАН потрясать, оставлять неизгладимое впечатление. Давно вслух говорится, что проект МТ разработан, и есть даже проектно-сметная документация. Опубликованные ...надцать лет тому назад эскизы Лжемемориала позволяют заключить, что идея МТ если на кого и произвела впечатление, то ими оказались местные фидии-церетели, принесшие в дар продукты разной степени использованности и готовые нести таковые и далее. Но количеством здесь не победить. То, что было показано, несоразмерно ни пропорциям участка (т.е. территории кладбища), ни массивным входным воротам. Давайте обратим внимание на то, что кладбища вообще не требуют подчинения своего пространства цельному и одномоментно схватываемому архитектурному образу. Любое кладбище Ц всего лишь безразмерная кассета, заполняемая однообразными сотами. Парки и вовсе обращаются к посетителям на языке абсолютно ином, чем язык зданий и площадей. А вот как отдельно стоящий монумент, так и, тем более, мемориальная группа объемов и скульптур ОБЯЗАНЫ замыкать на себя, удерживать или даже подчинять себе всё дарованное им пространство. Если эта задача не выполняется, то монумент сам попадает в подчинённое положение, а мемориал в незастроенном окружении оказывается вовсе ненужен, становится этакой громоздкой формальной отпиской и существует лдля галочки╗. (Не говоря уже о том, что хотелось бы увидеть иной уровень постижения трагедии.) На фоне отнюдь не засекреченной фальши Лжемемориала будет создаваться картина манипулирования темой Шоах, спекуляции на великой трагедии. Такая ситуация на пользу только отрицателям Холокоста.

Но и это ещё не всё и даже не самое страшное. Территория 2-го кладбища давно уже Ца открытый всем ветрам и взорам объект. Когда связанные со строительством раскопки (а они неизбежны[4]) начнутся, то для окрестной шпаны это останется самым сильным и ярким впечатлением детства и юности. Если судьба (надеюсь) и сохранит в будущем от людоедского выбора 41-42 гг.: ллибо в охотку убивай жидов либо погибай сам╗, то всё равно яд воспоминаний от том, как славно было безнаказанно играться еврейскими костямиа и черепами и сознание того, что над евреями можно и должно глумиться и после их смерти, осядут в их душах на всю жизнь. И ядома тем будут отравлены их детиа и внуки.

А вот самое ужасное Ц то, что, начав раскопки, мы фактически тем самым приглашаема поучаствовать в них лчёрных копателей╗, грабителей могил. лАга, а мы городскую милицию позовём!╗ Зовите Ц придут тогда, когда ограбление покойников примет размах уже совершенно скандальный и превратится в большой, хорошо защищённый бизнес. Готовы ли мы уговорить свою совесть смириться и с вот такими последствиями необдуманного решения?

Способы обеспечения неприкосновенности 2-го кладбища ( не менее эффективные и куда более достойные и менее затратные, чем сооружение Лжемемориала) и должного увековечивания памяти жертв террора времён Транснистрии (опять-таки более достойные и менее затратные), такие способы существуют. До поры, до времени, однако, доведётся сохранять дымовую завесу пустопорожней болтовни о возведении на кладбище Лжемемориала, при этом ни на йоту не приближая момент осуществления бредово-маниакальной затеи МТ.

 

ааааааа Хаим Токман

 

P.S. К написанию данных заметок автор был подвигнут низменным личным, корыстным и сугубо шкурным интересом Ц в земле 2-го кладбища остались его бабушка и дядя.

 

 

 



[1] В опубликованном по этому поводу решении Горисполкома замечательным образом отсутствуют некоторые из содержательных элементов и формальных реквизитов, необходимых для такого рода документов. Так что читателю предоставляется возможность с равным правом либо довериться локончательному решению╗, либо воспринимать оноеа как продолжение агрессивного запугивания политикой свершившихся фактов.

[2] Герой Шипки был изваян в образе древнерусского воина, водружающего крест на утёсе, символизирующем Болгарию. Конечно, идеологически такой памятник был неприемлем для Советской власти. Но в наших рассуждениях о немыслимом мы как раз и пытаемся предугадать такой зигзаг истории, при котором лсионистский мемориал╗а станет бельмом на глазу у грядущих ультра. Разумеется, сразу не снесут Ц сперва либо изгадят (как могилу жертв погрома), либо доведут до последней степени мерзости запустения (как памятник подпольщикам). А позжеа и предлог сыщется. И чем фантастичней, тем удобоприменимым.а По свидетельству современника при сносе Спасо-Преображенского собора в публику запустили объяснение Ц мол, под аркбутанами (наклонными арками) боковых лестниц проститутки исполняли свои профессиональные обязанности. Ну, как можно было далее терпеть такое гнездо разврата в самом центре города?

[3] Первый из близнецов Ц памятник жертвам сталинскиха репрессий. Если вспомнить, что в конце кладбища, у забора тюрьмы расстреливали, то такой памятник более правдив и уместен, чем Мемориал Холокоста. Представлял он собой венок из колючей проволоки (на которомаа разбросаны серпы -и- молоты), водружённый на металлических пилонах. Община, насколько мне известно, не согласилась с установкой этого монумента на еврейском кладбище. С началом болтовни о МТ проект был радикально переработан Ц место то же, пилоны те же, но на выдающихся местах (дословно по тексту Маяковского) разбросаны могендовиды. Таково лблагородно-романтическое╗ зачатие пространственной концепции МТ.

[4]Заверения в том, что с самого начала монументо- и паркостроительства станут проводиться изыскания, цель которых Ц обеспечить , чтобы даже столб забора ограждения стройплощадкиа не был вкопана в могилу, заверения эти я воспринимаю как некую мантру, как всего лишь заклинание, заверения не более осмысленные и ответственные, чем вся затея с МТ. Ведь такие изыскания должны выполняться не выборочно, а с максимально возможным приближением к сплошному покрытию стройплощадки. И проводиться скрупулёзно, тщательно и сугубо добросовестно, иначе это обернётся очередным обманом и глумлением. И вот, ежели изыскания будут проведены должным (т.е. единственно допустимым) образом и на всей территории , затрагиваемой работами по МТ, то, во-первых, добавление их стоимости чревато превращением финансового обеспечения создания МТ ( и без того уже многие годы весьма проблематичного) в совершенную фату моргану, и, во-вторых, еще раз по ряду элементов (работы в заведомо опасных зонах, насаждение деревьев, прокладка диагональных аллей) подтвердят и техническую неосуществимость затеи. И чем тщательней и длительней будут проводиться обещанные изыскания, тем реальней будет угроза не только самих раскопок, но и превращение раскопок в потрошение могил ( о чём ниже).

ааааааааа Обидно, что при продолжающемся не первый год раздувании объёмов работ по МТ (и, соответственно, раздувании предполагаемой общей стоимости) инициаторы создания Лжемемориала пренебрегают опасностью того, что немалые деньги, необходимые для сооружения МТа (т.е. затеи, самой по себе и антиеврейской, и бесчестной) могут обернуться для еврейской общины дополнительным бесчестьем.

ааааааааа аИ ещё: если где и проводить на 2-м кладбище помянутые изыскания, то для того, чтобы определить (двухэтапно) свободную от погребений полосу периметра мемориала жертв погрома 1905 года. После чего для восстановления Ц подлинного, а не придуманного Ц мемориала на единственно для него возможном месте окажется достаточным весьма ординарного комплекса инженерных ухищрений и соблюдения совсем уж нехитрых оргтехмероприятий. И, точно так же, как на приведение в достойное состояние подлинных мест мученичества, на вот такое осмысленное деяние потребуются затраты на три, по крайней мере, порядка меньше, чем на фабрикацию фальшивой пустышки.

ааааааааа И совсем уж к слову: непонятно, почему необходимость в сказанных изысканиях возникает уже при ограждении стройплощадки. Коль скоро речь идёт о мемориальном ПАРКЕ, то на поверхности лежит решение, позволяющее хотя бы забор установить в безопасной зоне. Но вопиющий дилетантизм в сочетании со столь же вопиющей безответственностью и исторической беспамятностью Ц это не просто гремучая смесь, а залог грядущих бед. Вспомните, как страшно отомстил Бабий Яр (жир в огромной толще человеческих останков сформировал водонепроницаемый слой) полвека тому назад на Куренёвке.

Хостинг от uCoz